Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений
11.01.2021
Основным нормативным актом, регулирующим
деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, является Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об
основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В
соответствии с ним, одной из основных задач деятельности по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является предупреждение
безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.
На сегодняшний день состояние преступности среди несовершеннолетних вызывает
особенную тревогу в нашем обществе. Рост социального кризиса в первую очередь
сказался на детях и подростках. Данные уголовной статистики неумолимо
свидетельствуют об активизации криминальной деятельности несовершеннолетних.
Преступность несовершеннолетних отличается динамичностью, высокой степенью
активности подростков. Подростки, вставшие на путь совершения преступлений в
юном возрасте, трудно поддаются исправлению и перевоспитанию и, как правило,
представляют собой резерв для взрослой преступности. Преступность
несовершеннолетних уходит корнями в то время, когда личность человека только
формируется, вырабатывается его жизненная ориентация, когда особенно
актуальными становятся проблемы воспитания, становления личности,
направленности его поведения, это упущение в воспитании родителей, а также
педагогического состава, ведь педагоги не малую роль играют в воспитании
личности несовершеннолетнего.
В соответствии с законодательством
Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений
употребляются следующие основные понятия:
Несовершеннолетний - лицо, не
достигшее возраста восемнадцати лет.
Безнадзорный – несовершеннолетний,
контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или
ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или)
содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных
лиц.
Беспризорный - безнадзорный, не
имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Дети, находящиеся в трудной жизненной
ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети,
имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы
вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных
катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных
переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы
насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся
обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства
самостоятельно или с помощью семьи.
Профилактика безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых,
педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и
условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и
антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с
индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями,
находящимися в социально опасном положении.
Правонарушение - родовое понятие,
означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет
собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние,
совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом
предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная
и уголовная ответственность.
Административное правонарушение -
противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического
лица, за которое Административным Кодексом Российской Федерации или законами
субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена
административная ответственность.
Индивидуальная профилактическая работа
- деятельность по своевременному выявлению обучающихся и семей,
находящихся в социально- опасном положении, а также по их
социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими
правонарушений и антиобщественных деяний.
Несовершеннолетний, находящийся в
социально опасном положении, - , лицо в возрасте до 18 лет, которое
вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке,
представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей
требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или
антиобщественные деяния.
Семья, находящаяся в социально опасном
положении, - семья, имеющая обучающегося, находящегося в социально-опасном
положении, а также семья, где родители (законные представители) обучающегося не
исполняют своих обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию и
(или) отрицательно влияют на его поведение либо жестоко обращаются с ним.
Правовое воспитание является одним из
видов профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних.
Правовое воспитание - процесс
организованного воздействия на личность, формирование правового сознания и
поведения юного гражданина. Правовое воспитание ориентировано на осознанное
восприятие юридических законов, правовых норм и обязанностей;
Правовая норма - идеальная модель
должного поведения человека любого возраста в обществе;
Правовая культура – разновидность
общей культуры; отражает определенный уровень правосознания, законности,
охватывает все ценности, которые созданы людьми в области права.
Правовой нигилизм – полное
отрицание всего, полный скептицизм, постоянное противопоставление себя
сложившейся системе.
Правовое образование, воспитание и
просвещение населения России находится в центре внимания современного
российского общества.
В современных условиях
правовое воспитание необходимо для того, чтобы пропагандировать безопасный и
здоровый образ жизни среди молодежи, оно играет большую роль в борьбе с
подростковой преступностью и насилием, создает благоприятные условия для
развития личности, направляет энергию подростков в позитивное русло и учит их
разрешать конфликты социально-приемлемым образом.