РП Сценическое мастерство

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 30
620027, г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, стр. 43
Тел.: +7(343) 354-22-05 E-mail: soch30@eduekb.ru
Рассмотрена
на заседании ШМО
протокол № 1
от 27.08.2025г

Принята
на педагогическом совете
протокол № 1
от 29.08.2025г

Утвержлаю
Директор МАОУ СОШ № 30
____________ _Е.Ю.Сергунин
приказ № 289 от «29.082025

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Сценическое мастерство»
Направленность программы: художественная
Возраст обучающихся – 9–11 лет
Срок реализации – 1 год
3–4 классы

Составители:
Афанасьева Е.А.

2025г

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сценическое
мастерство» художественной направленности для детей 9–11 лет – это первый шаг к знакомству с театром и сценой, к их изучению. Путь к овладению сценическим мастерством значительно расширяет картину мира ребенка, способствует формированию художественного
вкуса, развивает артистизм и воображение.
Прохождение программы позволяет сформировать представление об искусстве слова,
воспитать в детях дисциплину и внимательное отношение друг к другу, развить коммуникативные способности учащихся.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Сценическое мастерство» имеет художественную направленность.
Программа разработана в соответствии с
1.

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 ст.75 (До-

полнительное образование детей и взрослых);
2.

Федеральным государственным образовательным стандартом начального об-

щего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 года № 286 с изменениями и дополнениями);
3.

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022

г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
4.

Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требова-

ния к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г № 28.
5.

Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Пра-

вительства Российской Федерации от 04.09.2014г. № 1726-р)
Цель программы:
раскрытие творческого потенциала учащихся путем расширения культурного опыта,
развития артистизма, навыков сценического мастерства для успешной работы на сцене в
жанре театральных постановок и публичных выступлений.
Задачи программы:
Обучающие:
1) развитие и постановка речи для публичных выступлений
2) развитие органики движений и музыкальности на сцене
3) развитие навыков взаимодействия с партнером на сцене

2

4) работа над раскрепощенностью и ощущением себя на сцене
5) развитие скорости реакции и навыков сценической импровизации
6) развитие навыка анализа и осмысления художественного образа путем знакомства
с произведениями литературы, театра и кино
7) сценическая практика в рамках участия в этюдах и спектаклях
Воспитательные:
1) расширение культурного опыта
2) формирование художественного вкуса
3) воспитание понимания значимости работы в коллективе, взаимной ответственности
и уважения
Развивающие:
1) раскрытие лидерских качеств и умения работать в команде
2) развитие абстрактного мышления, внимания, памяти
3) развитие коммуникативных навыков
Содержание программы
Срок реализации программы: 1 год.
Направленность программы: художественная.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 9–11 лет.
Режим занятий: 2 раза в неделю.
Общее количество часов в год: 108 часов.
Наряду со сценической практикой, которая обеспечивает приобретение учащимися опыта
применения полученных в ходе обучения навыков в рамках публичного выступления, курс
насыщен заданиями учебно-познавательного характера. На занятиях дети выполняют тренировочные упражнения, направленные на развитие сценических данных, индивидуально и в команде, изучают базовые понятия, анализируют и осмысляют художественный материал (литература, кино, театр), тренируют внимание и память.
В ходе объяснения материала используются демонстрация иллюстративного материала,
чтение, слушание, анализ и заучивание текста разных жанров, просмотр и анализ видеоматериала, прослушивание музыки, разучивание и закрепление движений, игровые упражнения,
соревнования, драматизация литературного материала. Важно принимать во внимание, что игровая деятельность - ведущая: в младшем школьном возрасте игра эффективна для развития
артистических данных, приобретения и закрепления навыков публичного выступления, в
связи с чем большинство упражнений в рамках курса носит игровой характер. Игры применяются с различными целями: при введении и закреплении теоретических понятий, для форми-

3

рования умений и навыков сценической речи и пластики, для достижения наибольшей продуктивности непосредственного взаимодействия детей. Игры обеспечивают активизацию внимания, памяти, мышления, разминку речевого и двигательного аппарата.
В ходе реализации данной программы используются следующие методы:
1) лекционный: предоставление ученикам информации, направленной на знакомство с основными сценическими понятиями, адаптированное и последовательное знакомство с
методом К.С. Станиславского;
2) дискуссионный: обсуждение доступных детям младшего школьного возраста произведений словесного художественного творчества;
3) практический: отработка приемов эффективного запоминания текстового материала;
воспроизведение текстового материала с последующей отработкой его качества; проигрывание различных ролей в ситуациях, способствующих развитию образного мышления, приобретению и закреплению знаний, умений и навыков;
4) исследовательский: совместный анализ произведений искусства для формирования
критического мышления и последующего самостоятельного осмысления материала
учащимися; анализ музыкального произведения, поиск эмоционального отклика и органики движений.
В процессе освоения программы учащиеся:
1) сформируют представление о ключевых качествах и навыках выступающего;
2) освоят технику речи и основы ораторского мастерства;
3) избавятся от страха выступлений и узнают, как органично чувствовать себя на сцене;
4) разовьют навыки сценического движения и умение слышать музыку;
5) научатся взаимодействовать с партнером на сцене;
6) разовьют восприимчивость к произведениям литературы, театра и кино;
7) примут участие в театрализованных постановках
Учебный план
№

Наименование раздела

1
2
3
4
5
6
7

Вводный - Ключевые навыки артиста
Техника речи
Музыкальность и пластичность
Ораторское мастерство
Анализ художественного образа
Беседы о литературе, театре и кино
Сценическая практика
Содержание разделов программы

1. Ключевые навыки артиста (10 ч).

4

Общее количество
учебных часов
8
8
10
10
6
8
58

Знакомство с курсом, упражнения на развитие внимания, навыков взаимодействия с
партнером, развитие воображения путем работы в «предлагаемых обстоятельствах»,
формирование естественности и органики на сцене.
2. Техника речи (8 ч).
Упражнения на развитие правильного дыхания, дикции, выразительности интонации.
3. Музыкальность и пластичность (10 ч).
Упражнения для развития умения слышать музыку – попадать в темп и ритм, улавливать акценты, чувствовать и передавать настроение музыкального произведения.
Упражнения для развития координации и навыков сценического движения: изучение
ключевых хореографических движений, разучивание комбинаций и хореографических
связок, импровизация.
4. Ораторское мастерство (10 ч).
Освоение навыков речевой импровизации и ведения диалога, работа с волнением и зажимами.
5. Анализ художественного образа (6 ч).
Совместный разбор заданного произведения литературы, кино или театра: анализ образов героев, их характеров, обстоятельств, идеи произведения. Анализ произведения
и ролей при подготовке к театрализованному представлению.
6. Беседы о литературе, театре и кино (8 ч).
Расширение культурного кругозора посредством обсуждения интересных фактов о
произведениях литературы, театра и кино, ответов на вопросы учащихся и дискуссий
на основе их личного опыта.
7. Сценическая практика (56 ч).
Участие в этюдах, работа с индивидуальным материалом (поэзия/проза), подготовка к
выступлениям в рамках школьных мероприятий (при необходимости), подготовка театрализованных постановок (распределение ролей, читка, постановочный процесс, репетиции).
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
1) В области духовно-нравственного воспитания:
проявляет уважение и доброжелательность к окружающим;
признает и принимает индивидуальность – собственную и другого человека;
2) В области гражданско-патриотического воспитания:
проявляет интерес к культурному наследию своей страны;

5

осознает взаимосвязь поколений и значимость культурной и исторической памяти
народа;
3) В области эстетического воспитания:
имеет художественный вкус и интерес к искусству;
осознает важность художественной культуры как средства познания мира и самовыражения;
обладает наблюдательностью и восприимчивостью к окружающему миру;
обладает абстрактным и креативным мышлением;
обладает расширенным культурным кругозором, применимым в различных сферах деятельности;
4) В области научного познания:
обладает наблюдательностью и восприимчивостью к окружающему миру;
обладает любознательностью и мотивацией к познанию.
Предметные результаты
1) знает правила артистического и зрительского этикета;
2) владеет базовыми понятиями театрального искусства;
3) владеет ключевыми литературоведческими терминами;
4) знает техники правильного дыхания, дикции и пластики;
5) знает содержание и смысл рассматриваемых на курсе художественных произведений;
6) знает ключевые аспекты анализа и осмысления образов художественного произведения;
7) имеет опыт восприятия, творческой и исполнительской деятельности
Метапредметные результаты
1) Познавательные универсальные действия:
А) базовые логические действия:
умеет находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях сценического и литературного искусства;
способен устанавливать причинно-следственные связи, анализируя различные ситуации, и на их основе делать выводы;
Б) базовые исследовательские действия:
с помощью педагога может формулировать цель выполнения упражнений и планировать результаты деятельности;
умеет выбирать оптимальные варианты решения творческой задачи;
способен экспериментировать и делать выводы на основе полученного опыта;
В) работа с информацией:

6

умеет выделять ключевую информацию, делить текст на фрагменты;
способен запоминать и воспроизводить информацию, исходя из поставленной задачи;
использует различные каналы восприятия информации – аудиальный, визуальный, кинетический, дигитальный.
2) Коммуникативные универсальные учебные действия:
А) невербальная коммуникация:
использует и воспринимает звуки и пластику как способ передачи мыслей и чувств;
передает свое отношение к воспроизводимому произведению через жестикуляцию, мимику и интонацию;
Б) вербальная коммуникация:
грамотно и последовательно формулирует мысль;
создает устные и письменные тексты, исходя из поставленной задачи;
приводит аргументы для обоснования своей точки зрения;
умеет вести и поддерживать диалог;
аккуратно и осмысленно относится к слову.
В) Совместная деятельность:
умеет воспринимать эмоции и чувства, обладает эмпатией;
способен проявлять лидерские качества в групповой работе;
способен выстраивать эффективную коммуникацию со сверстниками в рамках поставленной задачи;
умеет распределять роли в рамках групповой работы, при этом осознавая собственную
роль;
чувствует ответственность за результат командной работы.
3) Регулятивные универсальные учебные действия:
А) самоорганизация:
умеет распределять время и силы для решения поставленной задачи;
самостоятельно или с помощью педагога определяет шаги для решения поставленной
задачи;
Б) самоконтроль:
осознает причины успеха/неуспеха в рамках решения творческой задачи;
с помощью педагога исправляет свои действия для совершенствования или более
успешного достижения результата.
Таким образом, к концу изучения программы обучающиеся должны уметь:
1) анализировать художественные образы и высказывать мнение о них;
2) сопереживать героям произведений и стремиться передавать их эмоции;

7

3) открыто взаимодействовать с партнером и работать в команде;
4) ярко и грамотно говорить;
5) пластично и музыкально двигаться;
6) находить выход из нестандартных ситуаций во время выступления;
7) включаться в процесс работы над театрализованным представлением, применяя знания
и навыки, полученные в рамках вышеуказанных блоков курса.
Календарно-тематическое планирование
№

Тема

1

Вводное занятие.

2

Ключевые навыки артиста.

3

Ключевые навыки артиста.
Взаимодействие с партнером.

4

Ключевые навыки артиста.
Предлагаемые
обстоятельства, воображение и естественность.

5

Беседа
этюда.

6

Сценическая практика. Первые этюды.
Техника речи. Дыхание и дикция.

7

8

о

театре.

Понятие

Техника речи. Интонация и
выразительность.

Кол-во Характеристика основных видов деятельности учащихся
часов
2
Игра на знакомство. Правила
работы на курсе. Тренинг на раскрепощение.
2
Обсуждение правил работы на сцене.
Игровые упражнения на развитие базовых навыков – внимательности и реакции.
2
Упражнение-повторение: внимательность и реакция. Дискуссия о роли
партнера на сцене. Игровые упражнения на раскрепощение, взаимодействие
и реакцию.
2
Упражнение-повторение: взаимодействие с партнером. Тренинг-погружение в предлагаемые обстоятельства –
знакомство с понятием. Дискуссия о
роли воображения, знакомство с позицией К.С. Станиславского. Игра на развитие воображения (знакомство с
«Если бы…»)
2
Актуализация понятия «предлагаемые
обстоятельства». Фронтальная беседа о
понятии этюда с использованием иллюстративных материалов, практические
задания для закрепления понятия. Выдача задания для постановки этюда.
2
Показ этюдов: демонстрация, слушание, обмен обратной связью.
2
Упражнение-повторение: развитие воображения. Обсуждение роли дыхания
в формировании звука. Упражнение на
постановку правильного дыхания. Обсуждение понятия дикции и ее роли в
качественном звучании. Артикуляционная гимнастика. Игровое упражнениесоревнование на развитие артикуляции.
2
Артикуляционная гимнастика. Обсуждение способов достижения речевой
выразительности и роли интонации в

8

Сценическая практика. Воспроизведение литературного
материала.

2

10 Музыкальность и пластичность. Музыкальные темп,
ритм и акценты, координация,
техника исполнения базовых
движений.

2

11 Беседа о кино и театре. Начало
подготовки к полугодовой постановке: обсуждение идеи
произведения и ролей.

2

12 Музыкальность и пластичность. Танцевальные комбинации, пластика тела.
13 Музыкальность и пластичность. Танцевальные комбинации, пластика тела.
14 Анализ художественного образа. Читка, анализ ролей.

2

15 Сценическая практика. Массовые номера.

2

16 Сценическая практика. Сведение номеров.

2

17 Сценическая практика. Массовые номера.

2

18 Сценическая практика. Сведение номеров.

2

19 Сценическая практика. Массовые номера.

2

20 Сценическая практика. Сведение номеров.

2

9

2

2

9

ней. Парные упражнения на работу с
интонацией. Работа с текстом: построение интонации для достижения выразительности, подготовка к домашней работе.
Артикуляционная гимнастика. Выразительное чтение подготовленного материала: воспроизведение, слушание, обмен обратной связью.
Упражнение-повторение: развитие реакции. Разминка под музыку. Упражнение-игра на работу с музыкальными акцентами. Упражнение на работу с пространством. Изучение простых комбинаций.
Дискуссия о замысле и проблематике
произведения, характере персонажей.
Поиск эмоционального отклика на произведение: визуализация материала, обсуждение его актуальности, поиск первых точек соприкосновения с ролью.
Музыкальная разминка-игра. Начало
изучения комбинаций для предстоящей
постановки.
Музыкальная разминка-игра. Повторение комбинаций для предстоящей постановки.
Артикуляционная гимнастика. Последовательное чтение фрагментов произведения, соответствующих роли – формирование целостной картины постановки, анализ роли, обмен обратной
связью.
Упражнение-повторение на раскрепощение. Работа над частями постановки,
где задействованы все учащиеся.
Упражнение-повторение: игра на взаимодействие с партнером. Введение массовых номеров в ход действия постановки.
Упражнение-повторение: игра на внимательность. Работа над частями постановки, где задействованы все учащиеся.
Артикуляционная гимнастика. Введение массовых номеров в ход действия
постановки, работа над ролями.
Упражнение-повторение на раскрепощение. Работа над частями постановки,
где задействованы все учащиеся.
Артикуляционная гимнастика. Введение массовых номеров в ход действия
постановки, работа над ролями.

21 Сценическая практика. Сведение номеров.

2

22 Техника речи. Речь, мимика и
жесты – подготовка к постановке.

2

23 Сценическая практика. Репетиция полугодовой постановки.

2

24 Сценическая практика. Репетиция полугодовой постановки.

2

25 Сценическая практика. Репетиция полугодовой постановки.
26 Сценическая практика. Репетиция полугодовой постановки.
27 Сценическая практика. Репетиция полугодовой постановки.
28 Сценическая практика. Показ
полугодовой постановки.

2

29 Беседа о театре. Выводы и
дальнейшие шаги.

2

30 Ораторское мастерство. Ведение диалога и импровизация.

2

31 Ораторское мастерство. Импровизация и наблюдательность.

2

32 Анализ художественного образа. Подготовка ко 2 этюду.

2

33 Сценическая
практика.
Этюды.
34 Музыкальность и пластичность. Разучивание новых

2

2

2

2

2

10

Музыкальная разминка. Введение массовых номеров в ход действия постановки, работа над ролями.
Артикуляционная гимнастика. Обсуждение роли средств невербальной коммуникации. Тренинг на формирование
органичной мимики и жестикуляции.
Введение осознанной мимики и жестов
в работу над ролью.
Разминка (музыкальная/артикуляционная). Работа над частями постановки:
закрепление, доработка, обмен обратной связью.
Разминка (музыкальная/артикуляционная). Работа над частями постановки:
закрепление, доработка, обмен обратной связью.
Разминка (музыкальная/артикуляционная). Первый прогон с реквизитом.
Разминка (музыкальная/артикуляционная). Прогон с реквизитом и костюмами.
Разминка (музыкальная/артикуляционная). Финальный прогон с реквизитом и
костюмами.
Публичное выступление: участие в полугодовой (промежуточной) постановке.
Дискуссия о прошедшей постановке,
работа над ошибками, планы на второе
полугодие.
Разминка: упражнение на реакцию. Работа в парах: актуализация навыков
взаимодействия с партнером, тренинг
на приемы эффективного ведения диалога. Обсуждение приемов качественной импровизации. Закрепление: игра
на импровизацию.
Музыкальная разминка/артикуляционная гимнастика. Тренинг по импровизации. Игра для развития наблюдательности (наблюдение за природой и неодушевленными предметами).
Разминка: упражнение на внимательность. Актуализация понятия этюда.
Обсуждение материала для подготовки
ко 2 этюду – совместный анализ образа.
Показ этюдов: демонстрация, слушание, обмен обратной связью.
Музыкальная разминка-игра. Поиск

комбинаций, акценты в музыке.
35 Музыкальность и пластичность. Повторение комбинаций, танцевальная импровизация.

2

36 Беседа о кино и театре. Разбор
произведения для отчетной
постановки, обсуждение ролей.

2

37 Анализ художественного образа. Первая читка и разбор
образов.

2

38 Ораторское мастерство. Приемы выразительного чтения –
подготовка к отчетной постановке.

2

39 Сценическая практика. Читка.

2

40 Техника
навыков.

Отработка

2

41 Сценическая практика. Массовые номера.

2

42 Сценическая практика. Массовые номера.

2

43 Сценическая практика. Сведение номеров.

2

44 Сценическая практика. Сведение номеров.

2

45 Сценическая практика. Массовые номера.

2

речи.

11

эмоционального отклика на музыкальное произведение. Начало изучения
комбинаций для предстоящей постановки.
Разминка: упражнение на раскрепощение. Отражение эмоционального отклика на музыкальное произведение в
танцевальной импровизации. Продолжение изучения комбинаций для предстоящей постановки.
Дискуссия о замысле и проблематике
произведения, характере персонажей.
Поиск эмоционального отклика на произведение: визуализация материала, обсуждение его актуальности, поиск первых точек соприкосновения с ролью.
Артикуляционная гимнастика. Последовательное чтение фрагментов произведения, соответствующих роли – формирование целостной картины постановки, анализ роли, обмен обратной
связью.
Музыкальная разминка. Упражнение на
актуализацию навыков работы с мимикой, жестами и интонацией. Введение
этих приемов в работу над новой ролью.
Артикуляционная гимнастика. Последовательное чтение фрагментов произведения, соответствующих роли, углубление ее понимания, обмен обратной
связью.
Разминка: игра на взаимодействие.
Упражнения для отработки навыков
правильного дыхания. Артикуляционная гимнастика. Упражнение на работу
с интонацией.
Упражнение-повторение: игра на внимательность. Работа над частями постановки, где задействованы все учащиеся.
Упражнение-повторение на раскрепощение. Работа над частями постановки,
где задействованы все учащиеся.
Музыкальная разминка. Введение массовых номеров в ход действия постановки, работа над ролями.
Артикуляционная гимнастика. Введение массовых номеров в ход действия
постановки, работа над ролями.
Упражнение-повторение: игра на реакцию. Работа над частями постановки,
где задействованы все учащиеся.

46 Сценическая практика. Репетиция отчетной постановки.

2

47 Сценическая практика. Репетиция отчетной постановки.

2

48 Сценическая практика. Репетиция отчетной постановки.

2

49 Сценическая практика. Репетиция отчетной постановки.
50 Сценическая практика. Репетиция отчетной постановки.
51 Ораторское мастерство. Тренинг на раскрепощенность.

2

52 Сценическая практика. Репетиция отчетной постановки.

2

53 Сценическая практика. Репетиция отчетной постановки.

2

54 Сценическая практика. Показ
отчетной постановки.

2

2
2

Разминка (музыкальная/артикуляционная). Работа над частями постановки:
закрепление, доработка, обмен обратной связью.
Разминка (музыкальная/артикуляционная). Работа над частями постановки:
закрепление, доработка, обмен обратной связью.
Разминка (музыкальная/артикуляционная). Работа над частями постановки:
закрепление, доработка, обмен обратной связью.
Разминка (музыкальная/артикуляционная). Первый прогон с реквизитом.
Разминка (музыкальная/артикуляционная). Прогон с реквизитом.
Артикуляционная разминка. Актуализация навыков работы с партнером, обсуждение приемов работы с волнением.
Упражнения на раскрепощение и снятие зажимов.
Разминка (музыкальная/артикуляционная). Прогон с реквизитом и костюмами.
Разминка (музыкальная/артикуляционная). Финальный прогон с реквизитом и
костюмами.
Публичное выступление: участие в годовой (итоговой) постановке.

Контроль
На начальном этапе обучения важная роль отводится контролю как средству, позволяющему судить о достижении конечных целей обучения. Необходимо также учитывать воспитательно-стимулирующую функцию контроля, поскольку именно на этом этапе закладывается
мотивационная база последующего успешного обучения. Реализация данной внеурочной деятельности осуществляется без балльного оценивания результатов освоения курса.
На занятиях используются разные виды контроля усвоения знаний:
текущий – устный опрос, актуализация знаний;
промежуточный – применение полученных знаний и навыков в рамках публичного выступления внутри группы;
итоговый – участие в полугодовой (промежуточной) и годовой (итоговой) театрализованной постановке.

12

Одной из задач обучения сценическому мастерству в рамках данной программы является
развитие мотивации к дальнейшему развитию навыков и качеств, способствующих успешному публичному выступлению. Важно именно в младшем школьном возрасте сформировать
такую познавательную мотивацию, которая бы придавала обучению значимый для ребенка
смысл. Для того чтобы повысить уровень познавательного интереса, необходимо сотрудничество педагога, родителей и ребенка.
Средства обучения
1. Компьютер
2. Проектор
3. Музыкальная колонка и микрофон
4. Раздаточный материал (тексты произведений, сценарии, карточки для упражнений)

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».